Пришествие в образах русского искусства


Главная В избранное Контакты


Анонс:
Калки Аватар


Статьи

Неведомый человек

1914 годПосле выхода из печати первой части "Поэмы Начала" некоторые критики заговорили о том, что Н.С.Гумилев замахнулся де наподобие Гете с его "Фаустом" или Данте с "Божественной комедией". Настолько мощным показалось им произведение. Мы не узнаем, что задумывал поэт, поскольку смерть настигла его во время написания лишь второй из двенадцати частей.

Сюжет первой книги, называемой "Дракон" вкратце таков. К золоточешуйному дракону, повелителю древних рас пришел человек. Между ними произошла битва, победителем в которой оказался последний. Согласитесь, что этот образ напоминает кое-что, например Георгия Победоносца, запечатленного на гербе Москвы в момент повержения Змия. Или Ивана Царевича, управившегося со Змеем Горынычем. Много параллелей можно отыскать между персонажами Поэмы и героями Откровения Иоанна. Здесь остановимся и поговорим детально.

Дракону дается следующая характеристика.

У Гумилева:

И уставились непреклонно
В муть уже потухавших глаз
Умирающего дракона,
Повелителя древних рас.

У Иоанна:

И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною. 12:8.

Далее в Откровении говорится говорится:

Горе живущим на земле и на море, потому, что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени. 12:12.

В поэме Дракон также знает о своей близкой кончине:

Но иная радость глубоко
В сердце зрела, как сладкий плод.
Он почуял веянье рока,
Милой смерти неслышный лет.

У Иоанна рассказывается о звере, которому дал

дракон силу свою и престол свой и великую власть. 13:2.

Одна примечательная особенность роднит зверя с персонажем русских сказок Змеем Горынычем, а именно многоголовость:

И видел я, что одна из голов его как-бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелена. 13:3.

Про зверя также говорится:

И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь... 19:19.

И здесь битва. Думаю, можно считать установленным соответствие между Драконом у Гумилева Зверем у Иоанна.

Сейчас гораздо интереснее другое, а именно установить соответствие между их победителями в одном произведении и в другом. Исследователи неоднократно высказывались о том, как трудно давать толкование персонажам Апокалипсиса. Например, Интересующий нас образ Сидящего на коне описывается так:

И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим; Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого; Он был облечен в одежду, обагренную кровию. Имя Ему: Слово Божие. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих. 19:11-16.

Кроме того, в другом месте ему дано иное имя:

и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, которые с Ним, суть званные и избранные и верные. 17:14.

Впечатляющие отрывки, не правда ли? Перед нами стоит задача сравнить этот образ с персонажем поэмы Гумилева. Я укажу на одну общую между этими героями черту, необычность которой позволит нам вынести суждение о том, что и Иоанн и Гумилев в своих откровении и поэтическом вдохновении видели одну и ту же личность.

Действительно, посмотрите, как описывается оружие Сидящего на коне:

И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; А прочие убиты мечем Сидящего на коне, исходящим из уст Его. 19:19-21.

Посмотрите теперь, как описывается способ ведения битвы жрецом Морадитой:

Приоткрылись губы, и вольно
Прокатился по берегам
Голос яркий, густой м полный,
Как полуденный запах пальм.

Первый раз уста человека
Говорить осмелились днем,
Раздалось в первый раз от века
Запрещенное слово: Ом!


Ветви лапчатые платанов,
Распластавшись, легли на песок,
Никакой напор ураганов
Так согнуть их досель не мог.

И звенело болью мгновенной,
Тонким воздухом и огнем
Сотрясая тело вселенной,
Заповедное слово Ом.


Содрогнулся дракон и снова
Устремил на пришельца взор,
Смерть борола в нем силу слова,
Незнакомую до сих пор.

Понял жрец, что страшна потеря
И что смерти не обмануть,
Поднял правую лапу зверя
И себе положил на грудь.

Помните, в русской сказке Иван Царевич сносил голову Змея Горыныча, но вместо нее вырастала другая, и так продолжалось до тех пор, пока Иван не срубил палец с лапы чудища, после чего победа была уже не за горами.

Кстати, одна деталь. Про Сидящего на коне сказано, что "он был облечен в одежду, обагренную кровию", не кровью ли Дракона, о которой у поэта можно прочесть следующее:

Капли крови из свежей раны
Потекли, красны и теплы,
Как ключи на заре багряной
Из глубин меловой скалы.

Слово Ом есть произносимая форма мантры АУМ, выражающей основной закон Вселенной: А - рождение, У - существование, М - разрушение:

Зарожденье, преображенье
И ужасный конец миров
Ты за ревностное служенье
От своих не скроешь жрецов.

То, что Гумилев вкладывает в уста своего героя слово Ом, имеющее яркую восточную окраску далеко не случайно. Мы должны помнить откуда пришел Морадита, победивший Дракона:

А с востока из мглы белесой,
Где в лесу змеилась тропа,
Превышая вершину леса
Ярко-красной повязкой лба,

Пальм стройней и крепче платанов,
Неуклонней разлива рек,
В одеяньях серебротканных
Шел неведомый человек.

© проект "Пришествие", 2002 Разработка Гончара
Hosted by uCoz